Страница 1 из 2
Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов
Добавлено: 03 фев 2020, 11:32
Вадим Зыков
Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов
Н. Д. Сорокин, канд. физ.‑мат. наук, заместитель генерального директора
ООО Фирма "Интеграл".
Новый федеральный закон от 27.12.2019 № 450 внес изменения в ряд законодательных актов, в том числе уточнил, что должна содержать заявка на получение комплексного экологического разрешения. Какие вопросы при этом возникают?
https://yadi.sk/i/VSpPZulPqh2X7w
Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов
Добавлено: 21 фев 2020, 11:19
kentavrik
Вот у меня некоторое недоумение относительно отдельного мнения в статье, а именно, что понятие "норматив предельно допустимого выброса" ушло из природоохранного законодательства". Отсылка идет к тому, что 219-ФЗ требует учитывать положения ФЗ-7 при противоречии с иными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом я не вижу противоречия, 96-ФЗ получается дополняет систему норм еще одним термином, помимо этого 219 закон редактировал и 96-ФЗ, поэтому кмк не уместно говорить о противоречии ведь целью 219-ФЗ было внесение как раз изменений на эту тему. Кроме того, если фЗ-96 остался после перередакции с этим термином, то как один ФЗ может требовать анулирования понятия в другом ФЗ, если не прописано что он редактирует другой ФЗ(96) в данном месте уровень юрисдикции одинаков - федеральный закон. На мой взгляд, ПДВ должны иметь как минимум те кто не является ОНВОС, но при этом выбрасывает ЗВ, которые требуют в том числе и санитарно-гигиенического нормирования.
Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов
Добавлено: 21 фев 2020, 13:17
hawkress
Я пыталась разобраться с НДВ-ПДВ, сделала себе табличку (синим выделено что отличается). В общем так и не поняла зачем надо было оставлять оба термина, какая в этом была глобальная цель...
Не могу согласиться с позицией, что ПДВ нужно для неОНВ. НеОНВ вообще не могут ничего выбрасывать, т.к. если у тебя есть стационарный источник, то ты автоматически минимум 4 категория.
Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов
Добавлено: 21 фев 2020, 13:50
kentavrik
hawkress,
DDim, на счет того что неОНВ
hawkress писал(а): ↑21 фев 2020, 13:17
вообще не могут ничего выбрасывать, т.к. если у тебя есть стационарный источник, то ты автоматически минимум 4 категория.
Вы не правы
► Показать
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков
Согласно ст. 3 Земельного кодекса
► Показать
К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы
Водный кодекс не делит территории, например, морских акваторий на земельные участки. Ввиду этого, различные перегрузочные комплексы, которые стационарно стоят на рейде на стационарных якорях, различные танкеры и балкеры, не могут быть по закону отнесены к объектам ОНВОС, однако:
Согласно ФЗ -96
► Показать
предельно допустимый выброс - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха;
► Показать
стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
.
Поэтому у танкеров на рейде со стауционарными якорями, которые из месяца в месяц используются при перегрузке скажем есть стационарные источники выбросов, которые огого сколько выбрасывают и даже оказывают влияние на санитарно-гигиеническую ситуацию прибрежных территорий. ля них из покон веку получали разрешения на выброс и разрабатывали проекты ПДВ.
Это типичная ситуация когда законодатель в своей системе норм забывает про морские территории.
Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов
Добавлено: 21 фев 2020, 13:58
seergy
kentavrik писал(а): ↑21 фев 2020, 11:19
Вот у меня некоторое недоумение относительно отдельного мнения в статье, а именно, что понятие "норматив предельно допустимого выброса" ушло из природоохранного законодательства".
Вот в этом корень зла(
Так и есть: у Росприроднадзора - НДВ по требованиям ФЗ № 7-ФЗ, а у Роспотребнадзора - ПДВ и СЭ заключение Роспотребнадзора на него с ЭЗ Органа Инспекции о соответствии санитарным правилам обязательный по требованиям ФЗ № 96-ФЗ, ФЗ № 52-ФЗ и санитарным правилам (есть случаи предписаний и штрафов). И все эти требования законодательства в целях охраны окружающей среды нужно соблюдать и выполнять.
См. здесь
viewtopic.php?f=8&t=24412
1. ФЗ № 7-ФЗ не может отменить действие других законов (ФЗ, Кодексы и их подзаконных НПА), т.к. нигде это не указано в законодательстве РФ и по
ч. 2 ст. 4,
ч.ч. 1-2 ст. 15 Конституции РФ эти законы равнозначны по статусу и их требования обязательны для исполнения на всей территории РФ. При этом ни одно НПА РФ (постановлении Правительства РФ, приказы Минприроды России и т.п.) не могут быть выше требований ФЗ на основании
ч. 5 ст.76 Конституции РФ (
в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон).
А вот, например, Градостроительный Кодекс РФ (ГрК РФ) выше всех законов РФ (ФЗ и подзаконных НПА) хоть как-то регулирующих отношения в области
градостроительной деятельности на основании
ст. 7 Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ,
ч. 2 ст.3 ГрК РФ, поэтому могут не применяться многие требования ФЗ и НПА, противоречащие ГрК РФ, до их приведения в соответствие с ГрК РФ.
В законодательстве РФ в области охраны окружающей среды отсутствуют иные ФЗ, которые указывают только о главенствующей роли требований ФЗ № 7-ФЗ по отношению к другим ФЗ и их подзаконным НПА, также регулирующие отношения в указной области.
2. В целях охраны окружающей среды применяется в обязательном порядке законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ФЗ № 52-ФЗ, подзаконные НПА, включая санитарные правила) на основании требований
ч. 6 ст. 2 ФЗ № 7-ФЗ и
ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ (см. здесь подробнее
viewtopic.php?t=15165&start=1480#p175350)
Атмосферный воздух -
компонент природной среды, который относится к
окружающей среде на основании ст.1 ФЗ № 7-ФЗ.
Так же это указано в
преамбула и ст.
1 ФЗ 96-ФЗ - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды.
Таким образом, в целях охраны окружающей среды при осуществлении
нормирования в области охраны окружающей среды (охраны компонента окружающей среды в виде
атмосферного воздуха) в обязательном порядке должны применяться требования законодательства РФ:
- в области охраны окружающей среды (
ст.2 ФЗ № 7-ФЗ);
- в области охраны атмосферного воздуха (
ст. 2 ФЗ № 96-ФЗ):
- законодательства законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст.
3, ст.
20 ФЗ № 52-ФЗ, к которому относятся и санитарные правила, устанавливающие
санитарно-эпидемиологические требования.
Чтобы уверенно сказать, что в целях охраны окружающей среды (атмосферного воздуха, который является жизненно важным компонентом окружающей среды) понятие "норматив предельно допустимого выброса (ПДВ) ушло из природоохранного законодательства" и что требуется разрабатывать только НДВ, необходимо всё законодательство РФ (ФЗ № 96-ФЗ,"Положение", утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183, ФЗ № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.6.1032-01 и др. НПА):
- либо привести к требованиям ФЗ № 7-ФЗ путём внесения изменений в это законодательство;
- либо внести изменения в сам ФЗ № 7-ФЗ, указав, что федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, не могут противоречить ФЗ № 7-ФЗ и его подзаконным актам.
Лично мне статья понравилась, а мои доводы - это не "хейт" или "троллинг", а попытка рассмотреть проблему по существу в рамках требований действующего законодательства РФ и "единого механизма его правоприменения" (моё оценочное суждение, основанное на моём субъективном понимании требований законодательства), подумать как решить эту проблему, чтобы не возникало правовых неопределённостей и излишних необоснованных требований органов исполнительной власти к природопользователям
Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов
Добавлено: 21 фев 2020, 14:08
DDim
Извиняюсь, что не про НДВ/ПДВ - по сути согласен с
seergy.
kentavrik, ну может законодатель что то и забывает, но исполнитель строго бдит, например:
Акватория каспийского моря:
Объект ШЗ-0130-000135-П
Название Объекты обустройства месторождения им. Ю. Корчагина
Организация Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" (Дата регистрации 2009-08-05)
Уровень надзора Федеральный, I-я категория
Категория риска Значительная (3)
Акватория
Карского Печорского моря:
Объект МВ-0183-001007-П
Название МЛСП "Приразломная"
Организация Общество с ограниченной ответственностью "Газпром нефть шельф" (Дата регистрации 2016-06-09)
Уровень надзора Федеральный, I-я категория
Категория риска Высокая (2)
Акватория Охотского моря:
Объект МК-0165-000001-Т
Название Морская стационарная ледостойкая платформа ПА-А Моликпак
Организация Акционерная компания с ограниченной ответственностью "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." (Дата регистрации 1994-04-18)
Уровень надзора Федеральный, I-я категория
Категория рискаЗначительная (3)
Хотел найти какой нить перегрузочный рейд СПГ, сходу не нашел, зато:
Объект 71-0172-001881-П
Название Передвижная инсинераторная установка Hurikan-1000
Организация Открытое акционерное общество "Ямал СПГ" (Дата регистрации 2005-04-07)
Уровень надзора Федеральный, I-я категория
Категория риска Значительная (3)
Таким образом, я скорее согласен что де юре, исходя из определения объекта ОНВ, у него должен быть некий ЗУ, но де факто - см. выше. Ставим на учет всё что можно и пофиг что ЗУ нет.
Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов
Добавлено: 21 фев 2020, 14:19
kentavrik
:) пусть Исполнитель ставит на учет, а вот не должен без ЗУ
Отправлено спустя 1 минуту 33 секунды:
Он еще
DDim писал(а): ↑21 фев 2020, 14:08строго бдит
, чтоб ни одно твердое вещество не выбросилось бы без платы за НВОС, да за ними это водится
Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов
Добавлено: 21 фев 2020, 14:45
hawkress
kentavrik писал(а): ↑21 фев 2020, 14:20
пусть Исполнитель ставит на учет, а вот не должен без ЗУ
однако у исполнителя даже в приказе о присвоении номеров ОНВ есть буквы М и Ш специально для водных объектов. и приказ прошел через все процедуры минюста, значит они считают, что привязка к земельным участкам вообще не обязательна.
В общем возвращаясь к теме, различные термины НДВ-ПДВ точно не имели в виду, что какие-то объекты будут не объектами, но с ПДВ.
Отправлено спустя 9 минут 56 секунд:
seergy писал(а): ↑21 фев 2020, 13:58
В законодательстве РФ в области охраны окружающей среды отсутствуют иные ФЗ, которые указывают только о главенствующей роли требований ФЗ № 7-ФЗ по отношению к другим ФЗ и их подзаконным НПА, также регулирующие отношения в указной области.
Насколько я понимаю, главенство 7-ФЗ над 96-ФЗ и 52-ФЗ (в части нормативов) понималось исходя из принципа "новая норма превалирует над старой", когда в 7-ФЗ ввели категорирование и НДВ, а в 96 и 52 - нет. Но сейчас получается, что последние изменения вводились одновременно и в 7 и в 96 и 96 при этом не привели в соответствие с 7. Таким образом даже эту логику уже нельзя использовать.
Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов
Добавлено: 21 фев 2020, 17:40
seergy
hawkress писал(а): ↑21 фев 2020, 14:55
принципа "новая норма превалирует над старой", когда в 7-ФЗ ввели категорирование и НДВ, а в 96 и 52 - нет.
Такого нет принципа в законодательстве, де-юре, де-факто - изменяют один ФЗ и хватит.
Потом пишут письма с разъяснениями,
не имеющими статус НПА.
Это не соответствует требованиям Конституции РФ и ФЗ, а не знание законов не освобождает от ответственности за их несоблюдение.
hawkress писал(а): ↑21 фев 2020, 14:55
Но сейчас получается, что последние изменения вводились одновременно и в 7 и в 96 и 96 при этом не привели в соответствие с 7. Таким образом даже эту логику уже нельзя использовать.
1. Это не логика, а требования законодательства, ссылки на которые привёл с дословным цитированием.
Другой вопрос, что по незнанию эти требования не исполняют или не хотят исполнять в РФ.
2. Ничего не привели в соответствие. Смотрите действующие редакции ФЗ и их подзаконные НПА ниже.
Понятия терминов устанавливают разные ФЗ и их подмена, включая подмену требований к ним, не допустима, т.е. путём замены одного понятия другим до степени смешения и утверждения, что это законно.
Статья 1.
Нормативы допустимых выбросов - нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;
Часть 1 статьи 21..В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов
Часть 4 статьи 16.2. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ... в пределах
нормативов допустимых выбросов
Статья 22.
Нормативы допустимых выбросов
Часть 1 статьи 21. При невозможности соблюдения
нормативов допустимых выбросов .... устанавливаются временно разрешенные выбросы.
Часть 3 статьи 31.1 Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать следующую информацию:
нормативы допустимых выбросов ... высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ,
соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов
Часть 4 статьи 31.2. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Часть 2 статьи 45. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать
нормативы допустимых выбросов
Часть 1 статьи 67.1. В случае невозможности соблюдения
нормативов допустимых выбросов...
Статья 1. Предельно допустимый выброс - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха;
Статья 5. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:
-
установление порядка разработки и утверждения
предельно допустимых выбросов,
-
утверждение методик разработки (расчета) и установления нормативов
предельно допустимых выбросов
Статья 12.
1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:
предельно допустимые выбросы;
2.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды...
2.1. При определении
предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
5. Для стационарных источников
предельно допустимые выбросы... и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 6 статьи 16. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение ...
предельно допустимых выбросов
Часть 1 статьи 29. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать ... разработку
предельно допустимых выбросов
В ФЗ № 96-ФЗ ( в будущей ред. от 01.11.2020,
ст. 7 ФЗ Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ) все про ПДВ , да и убрали слова "вредные ЗВ".
Также в "Положении о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, осталось всё про
ПДВ (это высшей НПА РФ, который никто не отменял и никто не применяет уже).
о разработке "предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника" (проекте ПДВ) и наличии СЭ заключения на этот проект ПДВ о соответствии санитарным правилам, разработанный на основании требований ФЗ № 96-ФЗ и его подзаконного НПА ("Положение", утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183), которые также никто не отменял.
Таким образом, полагаю, что "логику допустимо использовать", ну и выполнять требования ФЗ 7-ФЗ об НДВ и ФЗ № 96-ФЗ о ПДВ (с учётом требований к ПДВ ФЗ № 52-ФЗ и СанПиН 2.1.6.1032-01), включая требования их подзаконых НПА - для НДВ Правительством РФ так не утверждено ничего, а для ПДВ - привёл выше все НПА.
НДВ и ПДВ - это разные понятия, в РФ можно разработать и утвердить, де-юре, только ПДВ в рамках ФЗ № 96-ФЗ, а НДВ невозможно разработать и утвердить пока не утверждены подзаконные НПА в рамках ФЗ № 7-ФЗ.
Поэтому необходимо привести всё законодательство к ФЗ № 7-ФЗ или узаконить приоритет ФЗ № 7-ФЗ над всем другим законодательством в области охраны окружающей среды.
Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов
Добавлено: 21 фев 2020, 18:32
DDim
seergy, только, то что ндв и ПДВ разные понятия, никого не смутило при утверждении формы заявки на КЭР где впрямую указали, что надо ндв делать по 183 ПП, которое про ПДВ.