Страница 1 из 2

Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Добавлено: 03 фев 2020, 11:32
Вадим Зыков
Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Н. Д. Сорокин, канд. физ.‑мат. наук, заместитель генерального директора
ООО Фирма "Интеграл".

Новый федеральный закон от 27.12.2019 № 450 внес изменения в ряд законодательных актов, в том числе уточнил, что должна содержать заявка на получение комплексного экологического разрешения. Какие вопросы при этом возникают?

https://yadi.sk/i/VSpPZulPqh2X7w

Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Добавлено: 21 фев 2020, 11:19
kentavrik
Вот у меня некоторое недоумение относительно отдельного мнения в статье, а именно, что понятие "норматив предельно допустимого выброса" ушло из природоохранного законодательства". Отсылка идет к тому, что 219-ФЗ требует учитывать положения ФЗ-7 при противоречии с иными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом я не вижу противоречия, 96-ФЗ получается дополняет систему норм еще одним термином, помимо этого 219 закон редактировал и 96-ФЗ, поэтому кмк не уместно говорить о противоречии ведь целью 219-ФЗ было внесение как раз изменений на эту тему. Кроме того, если фЗ-96 остался после перередакции с этим термином, то как один ФЗ может требовать анулирования понятия в другом ФЗ, если не прописано что он редактирует другой ФЗ(96) в данном месте уровень юрисдикции одинаков - федеральный закон. На мой взгляд, ПДВ должны иметь как минимум те кто не является ОНВОС, но при этом выбрасывает ЗВ, которые требуют в том числе и санитарно-гигиенического нормирования.

Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Добавлено: 21 фев 2020, 13:17
hawkress
Я пыталась разобраться с НДВ-ПДВ, сделала себе табличку (синим выделено что отличается). В общем так и не поняла зачем надо было оставлять оба термина, какая в этом была глобальная цель...
Не могу согласиться с позицией, что ПДВ нужно для неОНВ. НеОНВ вообще не могут ничего выбрасывать, т.к. если у тебя есть стационарный источник, то ты автоматически минимум 4 категория.
1.jpg

Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Добавлено: 21 фев 2020, 13:50
kentavrik
hawkress, DDim, на счет того что неОНВ
hawkress писал(а): 21 фев 2020, 13:17 вообще не могут ничего выбрасывать, т.к. если у тебя есть стационарный источник, то ты автоматически минимум 4 категория.

Вы не правы
► Показать
Согласно ст. 3 Земельного кодекса
► Показать
Водный кодекс не делит территории, например, морских акваторий на земельные участки. Ввиду этого, различные перегрузочные комплексы, которые стационарно стоят на рейде на стационарных якорях, различные танкеры и балкеры, не могут быть по закону отнесены к объектам ОНВОС, однако:

Согласно ФЗ -96
► Показать
► Показать
.
Поэтому у танкеров на рейде со стауционарными якорями, которые из месяца в месяц используются при перегрузке скажем есть стационарные источники выбросов, которые огого сколько выбрасывают и даже оказывают влияние на санитарно-гигиеническую ситуацию прибрежных территорий. ля них из покон веку получали разрешения на выброс и разрабатывали проекты ПДВ.
Это типичная ситуация когда законодатель в своей системе норм забывает про морские территории.

Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Добавлено: 21 фев 2020, 13:58
seergy
kentavrik писал(а): 21 фев 2020, 11:19 Вот у меня некоторое недоумение относительно отдельного мнения в статье, а именно, что понятие "норматив предельно допустимого выброса" ушло из природоохранного законодательства".
Вот в этом корень зла(
Так и есть: у Росприроднадзора - НДВ по требованиям ФЗ № 7-ФЗ, а у Роспотребнадзора - ПДВ и СЭ заключение Роспотребнадзора на него с ЭЗ Органа Инспекции о соответствии санитарным правилам обязательный по требованиям ФЗ № 96-ФЗ, ФЗ № 52-ФЗ и санитарным правилам (есть случаи предписаний и штрафов). И все эти требования законодательства в целях охраны окружающей среды нужно соблюдать и выполнять.
См. здесь viewtopic.php?f=8&t=24412
Спойлер
1. ФЗ № 7-ФЗ не может отменить действие других законов (ФЗ, Кодексы и их подзаконных НПА), т.к. нигде это не указано в законодательстве РФ и по ч. 2 ст. 4, ч.ч. 1-2 ст. 15 Конституции РФ эти законы равнозначны по статусу и их требования обязательны для исполнения на всей территории РФ. При этом ни одно НПА РФ (постановлении Правительства РФ, приказы Минприроды России и т.п.) не могут быть выше требований ФЗ на основании ч. 5 ст.76 Конституции РФ (в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон).
А вот, например, Градостроительный Кодекс РФ (ГрК РФ) выше всех законов РФ (ФЗ и подзаконных НПА) хоть как-то регулирующих отношения в области градостроительной деятельности на основании ст. 7 Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ, ч. 2 ст.3 ГрК РФ, поэтому могут не применяться многие требования ФЗ и НПА, противоречащие ГрК РФ, до их приведения в соответствие с ГрК РФ.
В законодательстве РФ в области охраны окружающей среды отсутствуют иные ФЗ, которые указывают только о главенствующей роли требований ФЗ № 7-ФЗ по отношению к другим ФЗ и их подзаконным НПА, также регулирующие отношения в указной области.

2. В целях охраны окружающей среды применяется в обязательном порядке законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ФЗ № 52-ФЗ, подзаконные НПА, включая санитарные правила) на основании требований ч. 6 ст. 2 ФЗ № 7-ФЗ и ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ (см. здесь подробнее viewtopic.php?t=15165&start=1480#p175350)
Атмосферный воздух - компонент природной среды, который относится к окружающей среде на основании ст.1 ФЗ № 7-ФЗ.
Так же это указано в преамбула и ст.1 ФЗ 96-ФЗ - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды.
Таким образом, в целях охраны окружающей среды при осуществлении нормирования в области охраны окружающей среды (охраны компонента окружающей среды в виде атмосферного воздуха) в обязательном порядке должны применяться требования законодательства РФ:
- в области охраны окружающей среды (ст.2 ФЗ № 7-ФЗ);
- в области охраны атмосферного воздуха (ст. 2 ФЗ № 96-ФЗ):
- законодательства законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст. 3, ст. 20 ФЗ № 52-ФЗ, к которому относятся и санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования.
Чтобы уверенно сказать, что в целях охраны окружающей среды (атмосферного воздуха, который является жизненно важным компонентом окружающей среды) понятие "норматив предельно допустимого выброса (ПДВ) ушло из природоохранного законодательства" и что требуется разрабатывать только НДВ, необходимо всё законодательство РФ (ФЗ № 96-ФЗ,"Положение", утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183, ФЗ № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.6.1032-01 и др. НПА):
- либо привести к требованиям ФЗ № 7-ФЗ путём внесения изменений в это законодательство;
- либо внести изменения в сам ФЗ № 7-ФЗ, указав, что федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, не могут противоречить ФЗ № 7-ФЗ и его подзаконным актам.

Лично мне статья понравилась, а мои доводы - это не "хейт" или "троллинг", а попытка рассмотреть проблему по существу в рамках требований действующего законодательства РФ и "единого механизма его правоприменения" (моё оценочное суждение, основанное на моём субъективном понимании требований законодательства), подумать как решить эту проблему, чтобы не возникало правовых неопределённостей и излишних необоснованных требований органов исполнительной власти к природопользователям

Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Добавлено: 21 фев 2020, 14:08
DDim
Извиняюсь, что не про НДВ/ПДВ - по сути согласен с seergy.

kentavrik, ну может законодатель что то и забывает, но исполнитель строго бдит, например:
Акватория каспийского моря:
Спойлер
Объект ШЗ-0130-000135-П
Название Объекты обустройства месторождения им. Ю. Корчагина
Организация Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" (Дата регистрации 2009-08-05)
Уровень надзора Федеральный, I-я категория
Категория риска Значительная (3)
Акватория Карского Печорского моря:
Спойлер
Объект МВ-0183-001007-П
Название МЛСП "Приразломная"
Организация Общество с ограниченной ответственностью "Газпром нефть шельф" (Дата регистрации 2016-06-09)
Уровень надзора Федеральный, I-я категория
Категория риска Высокая (2)
Акватория Охотского моря:
Спойлер
Объект МК-0165-000001-Т
Название Морская стационарная ледостойкая платформа ПА-А Моликпак
Организация Акционерная компания с ограниченной ответственностью "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." (Дата регистрации 1994-04-18)
Уровень надзора Федеральный, I-я категория
Категория рискаЗначительная (3)
Хотел найти какой нить перегрузочный рейд СПГ, сходу не нашел, зато:
Спойлер
Объект 71-0172-001881-П
Название Передвижная инсинераторная установка Hurikan-1000
Организация Открытое акционерное общество "Ямал СПГ" (Дата регистрации 2005-04-07)
Уровень надзора Федеральный, I-я категория
Категория риска Значительная (3)
Таким образом, я скорее согласен что де юре, исходя из определения объекта ОНВ, у него должен быть некий ЗУ, но де факто - см. выше. Ставим на учет всё что можно и пофиг что ЗУ нет.

Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Добавлено: 21 фев 2020, 14:19
kentavrik
:) пусть Исполнитель ставит на учет, а вот не должен без ЗУ :!icon_evil2:

Отправлено спустя 1 минуту 33 секунды:
Он еще
DDim писал(а): 21 фев 2020, 14:08строго бдит
, чтоб ни одно твердое вещество не выбросилось бы без платы за НВОС, да за ними это водится

Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Добавлено: 21 фев 2020, 14:45
hawkress
kentavrik писал(а): 21 фев 2020, 14:20 пусть Исполнитель ставит на учет, а вот не должен без ЗУ
однако у исполнителя даже в приказе о присвоении номеров ОНВ есть буквы М и Ш специально для водных объектов. и приказ прошел через все процедуры минюста, значит они считают, что привязка к земельным участкам вообще не обязательна.
В общем возвращаясь к теме, различные термины НДВ-ПДВ точно не имели в виду, что какие-то объекты будут не объектами, но с ПДВ.

Отправлено спустя 9 минут 56 секунд:
seergy писал(а): 21 фев 2020, 13:58 В законодательстве РФ в области охраны окружающей среды отсутствуют иные ФЗ, которые указывают только о главенствующей роли требований ФЗ № 7-ФЗ по отношению к другим ФЗ и их подзаконным НПА, также регулирующие отношения в указной области.
Насколько я понимаю, главенство 7-ФЗ над 96-ФЗ и 52-ФЗ (в части нормативов) понималось исходя из принципа "новая норма превалирует над старой", когда в 7-ФЗ ввели категорирование и НДВ, а в 96 и 52 - нет. Но сейчас получается, что последние изменения вводились одновременно и в 7 и в 96 и 96 при этом не привели в соответствие с 7. Таким образом даже эту логику уже нельзя использовать.

Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Добавлено: 21 фев 2020, 17:40
seergy
hawkress писал(а): 21 фев 2020, 14:55 принципа "новая норма превалирует над старой", когда в 7-ФЗ ввели категорирование и НДВ, а в 96 и 52 - нет.
Такого нет принципа в законодательстве, де-юре, де-факто - изменяют один ФЗ и хватит.
Потом пишут письма с разъяснениями, не имеющими статус НПА.
Это не соответствует требованиям Конституции РФ и ФЗ, а не знание законов не освобождает от ответственности за их несоблюдение.
hawkress писал(а): 21 фев 2020, 14:55 Но сейчас получается, что последние изменения вводились одновременно и в 7 и в 96 и 96 при этом не привели в соответствие с 7. Таким образом даже эту логику уже нельзя использовать.
1. Это не логика, а требования законодательства, ссылки на которые привёл с дословным цитированием.
Другой вопрос, что по незнанию эти требования не исполняют или не хотят исполнять в РФ.
2. Ничего не привели в соответствие. Смотрите действующие редакции ФЗ и их подзаконные НПА ниже.
Понятия терминов устанавливают разные ФЗ и их подмена, включая подмену требований к ним, не допустима, т.е. путём замены одного понятия другим до степени смешения и утверждения, что это законно.
Спойлер
Статья 1. Нормативы допустимых выбросов - нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;
Часть 1 статьи 21..В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов
Часть 4 статьи 16.2. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ... в пределах нормативов допустимых выбросов
Статья 22. Нормативы допустимых выбросов
Часть 1 статьи 21. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов .... устанавливаются временно разрешенные выбросы.
Часть 3 статьи 31.1 Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать следующую информацию: нормативы допустимых выбросов ... высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов
Часть 4 статьи 31.2. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Часть 2 статьи 45. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов
Часть 1 статьи 67.1. В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов...
Спойлер
Статья 1. Предельно допустимый выброс - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха;
Статья 5. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:
- установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов,
- утверждение методик разработки (расчета) и установления нормативов предельно допустимых выбросов
Статья 12.
1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы;
2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды...
2.1. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
5. Для стационарных источников предельно допустимые выбросы... и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Часть 6 статьи 16. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение ... предельно допустимых выбросов
Часть 1 статьи 29. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать ... разработку предельно допустимых выбросов
В ФЗ № 96-ФЗ ( в будущей ред. от 01.11.2020, ст. 7 ФЗ Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ) все про ПДВ , да и убрали слова "вредные ЗВ".
Также в "Положении о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, осталось всё про ПДВ (это высшей НПА РФ, который никто не отменял и никто не применяет уже).
Спойлер

о разработке "предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника" (проекте ПДВ) и наличии СЭ заключения на этот проект ПДВ о соответствии санитарным правилам, разработанный на основании требований ФЗ № 96-ФЗ и его подзаконного НПА ("Положение", утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183), которые также никто не отменял.
Таким образом, полагаю, что "логику допустимо использовать", ну и выполнять требования ФЗ 7-ФЗ об НДВ и ФЗ № 96-ФЗ о ПДВ (с учётом требований к ПДВ ФЗ № 52-ФЗ и СанПиН 2.1.6.1032-01), включая требования их подзаконых НПА - для НДВ Правительством РФ так не утверждено ничего, а для ПДВ - привёл выше все НПА.
НДВ и ПДВ - это разные понятия, в РФ можно разработать и утвердить, де-юре, только ПДВ в рамках ФЗ № 96-ФЗ, а НДВ невозможно разработать и утвердить пока не утверждены подзаконные НПА в рамках ФЗ № 7-ФЗ.
Поэтому необходимо привести всё законодательство к ФЗ № 7-ФЗ или узаконить приоритет ФЗ № 7-ФЗ над всем другим законодательством в области охраны окружающей среды.

Re: Статья: Санитарно-эпидемиологическое заключение на расчет нормативов

Добавлено: 21 фев 2020, 18:32
DDim
seergy, только, то что ндв и ПДВ разные понятия, никого не смутило при утверждении формы заявки на КЭР где впрямую указали, что надо ндв делать по 183 ПП, которое про ПДВ.